о Кугесьской школе-интернате

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики является общеобразовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализующим следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование. Образовательная организация является единственной школой в республике, где при основной общеобразовательной школе организованы дошкольные группы для воспитанников с ОВЗ.

Дошкольные группы начали функционировать 27 декабря 2012 г. согласно приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25.12.2012 г. № 2553. Проектная мощность дошкольных групп - 30 мест. Работает 4 группы компенсирующей направленности. Режим работы круглосуточный (обучение и проживание). Обучающиеся и воспитанники школы-интернат находятся на полном государственном обеспечении (мягкий инвентарь, питание).

В дошкольных группах воспитываются дети в возрасте от 3 лет. Прием детей осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК ), направления (путевки) Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и заявлений родителей (законных представителей).

По состоянию на март месяц текущего года имеются вакантные места для приема детей!

В дошкольных группах организована коррекционная работа, которая самым существенным образом отличает деятельность дошкольных учреждений и учреждений, где воспитываются дети с разной степенью снижения интеллекта от учреждений для нормально развивающихся дошкольников.

Основная цель дошкольных групп для детей с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка.

Основные задачи Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование положительных личностных качеств, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности и самостоятельности в быту, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическим и учебно-вспомогательными работниками. Имеются специально подготовленные высококвалифицированные педагоги: учителя-дефектологи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели (2 педагога – высшая квалификационная категория, 13 педагогов- 1 квалификационная категория). Педагогами применяются специальные методики и реализуются современные коррекционно-развивающие технологии, такие как: альтернативная дополнительная коммуникация, система «Нумикон», развивающие методики Никитиных, Воскобовича, Сегена, Монтессори, Дьениша, Кюзизенера, элементы песочной терапии, нейропсихологической коррекции и др. Названные технологии нацелены на достижение федерального государственного образовательного стандарта к качеству дошкольного образования и подготовки детей к обучению в школе с учетом особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Созданы условия для работы с детьми –инвалидами, где учитывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Организационно-методические аспекты деятельности дошкольных групп для детей с ОВЗ, полезны для совершенствования коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Принципы, методы, содержание и формы организации педагогического процесса разработаны с позиции защиты прав и интересов ребенка на получение качественного дошкольного образования с учетом особенностей развития и здоровья.

Самым важным и нужным в коррекционно-развивающей деятельности является работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций, во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Учитель-дефектолог проводит занятия по расширению представлений об окружающем мире, формированию элементарных математических представлений, развитию речи и подготовке детей к школе. Логопедическая помощь дошкольникам с ОВЗ строится с учетом индивидуальных речевых возможностей детей и направлена на развитие всех компонентов речевой деятельности: совершенствование понимания речи, обогащение и активизация словаря, коррекция звукопроизношения, формирование грамматического строя и связной речи.

Педагогический коллектив участвует в различных профессиональных конкурсах. Среди воспитателей дошкольных групп есть и победители республиканского конкурса профессионального мастерства среди коррекционных учреждений «МЫ РЯДОМ! МЫ ВМЕСТЕ!». Педагоги ежегодно печатаются в сборнике научно-методических статей «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», участвуют в различных конкурсах методических разработок и др.

Наши воспитанники ежегодно активно и успешно участвуют в различных детских творческих конкурсах и занимают призовые места. Это необходимо для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, а также для успешной социализации дошкольников с ОВЗ.

Обогащение предметно-развивающей среды дошкольных групп обеспечило позитивные изменение в реализации личностно-ориентированной модели образовательного процесса. Созданы условия для развития особых образовательных потребностей воспитанников. В дошкольных группах имеется: методический кабинет, кабинеты для учителей – дефектологов и учителя – логопеда, музыкальный зал (физкультурный зал), тренажерный зал, медицинский блок и четыре групповые помещения со спальнями, умывальными комнатами, санитарными узлами. У дошкольников созданы необходимые условия для оздоровления детей. Оборудован спортивный зал (который оснащен шведской стенкой, бревном для ходьбы, скамейками, мячами по профилактике плоскостопия, обручами, скакалками, фитболами, ребристой и наклонной досками, напольными зрительными ориентирами и настенными сигнальными линиями для развития мелкой моторики рук). В каждой возрастной группе имеется необходимое физкультурное оборудование.

Успешная деятельность по формированию преемственности между дошкольными группами и школой проводится в соответствии с ФГОС. Педагоги реализуют общественный заказ, бережно сохраняя особенности каждого возраста, оказывая содействие семьям воспитанников и учеников.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности дошкольных групп и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в дошкольном возрасте. Педагоги и родители наших дошкольников правильно понимают, когда ребенок плавно переходит из дошкольных групп в начальную школу, то это наименее травматично для психики ребенка. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации образования, а самое главное – заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.